Стартер. Принцип действия. Типичные неисправности.

Принцип работы стартера следующий: привод стартера соединяет якорь стартера и маховик двигателя. Стартер включается электромагнитным тяговым реле с управлением от замка зажигания. Стартер крепится болтами к корпусу коробки передач или к корпусу двигателя.

Корпус и крышки стартера стянуты болтами. В передней и задней крышках установлены меднографитовые втулки или подшипники, в которых вращается вал якоря.

Крутящий момент от вала якоря передается на маховик коленчатого вала двигателя через привод стартера.

Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика и включения питания электродвигателя стартера. При повороте ключа зажигания в положение «старт» напряжение подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую). После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается.

На валу привода установлена роликовая муфта свободного хода (обгонная муфта, так называемый "бендикс") с приводной шестерней. Она передает крутящий момент только в одном направлении – от стартера к двигателю, разъединяя их после пуска двигателя. Это необходимо для защиты стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения. Вращение вала якоря приводит к проворачиванию через маховик коленчатого вала двигателя, что приводит к его запуску. После успешного запуска двигателя привод стартера отсоединяет шестерню стартера от зубчатого венца маховика.

ТИПИЧНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СТАРТЕРА

Стартер не включается

Нарушение контакта в цепи питания стартера вследствие коррозии или слабой затяжки наконечников проводов
Неисправность реле стартера (обрыв обмоток, заедание, смещение контактного диска)
Короткое замыкание в обмотке стартера
Отсутствие надёжного контакта во включателе зажигания

При включении стартера коленвал двигателя проворачивается медленно, с небольшой частотой вращения

Масло в картере двигателя не соответствует по вязкости сезону
Разряд или неисправность аккумуляторной батареи
Окисление выводов и наконечников проводов аккумуляторной батареи
Нарушение контакта щёток и слабая затяжка наконечников проводов

Якорь стартера вращается, но стартер не проворачивает коленчатый вал

Пробуксовка муфты свободного хода привода стартера
Привод туго ходит по винтовой нарезке вала

При включении стартера слышен скрежет шестерни стартера, которая не входит в зацепление

Забоины в зубьях венца маховика
Неправильная регулировка хода шестерни привода и момента замыкания контактов включателя
Ослабление буферной пружины привода стартера

Стартер после пуска двигателя не отключается

Заедание привода на валу якоря или спекание контактов тягового реле
Заедание в замке зажигания
Замыкание в обмотке реле стартера

Чрезмерный шум стартера во время движения

Износ подшипников
Выход шестерни привода из зацепления с зубчатым венцом с запаздыванием
Ослабление крепления стартера
Ослабление крепления полюса стартера (якорь задевает за полюс)